В начале 30-х годов в конструкторском бюро Фердинанда Порше (Ferdinand
Porsche) в Штутгарте разработали несколько прототипов заднемоторных автомобилей
малого класса с 4-цилиндровыми оппозитными двигателями фирм "Цюндапп" (Zundapp)
и НСУ (NSU). В 1934 году Адольф Гитлер поручил Порше наладить массовое
производство таких машин. Лидер нацистов решил дать немецкому народу массовую и
дешевую модель, названную им "Фольксваген" (Volkswagen, сокращенно VW), то есть
"Народный автомобиль". В 1935-1936 годах Порше разработал еще два прототипа,
один из которых фюрер осмотрел и одобрил. В следующем году на фирме
"Даймлер-Бенц" (Daimler-Benz) было изготовлена опытная партия из 30 машин,
которые прошли всесторонние испытания и были существенно доработаны.
Весной 1938 года заложили первый камень в фундамент нового завода
"Фольксваген" в местечке Фаллерслебен, которое потом переименовали в Вольфсбург.
Там предполагалось выпускать "Фольксваген-38" (VW-38) с двигателем воздушного
охлаждения рабочим объемом 985 см3. Он имел и другое обозначение -
"КдФ" (KdF) - аббревиатура названия нацистской организации "Сила через радость"
(Kraft durch Freude). Для финансовой поддержки строительства объявили подписку
на покупку новой модели и сбор предварительных взносов с населения. Начавшаяся в
сентябре 1939 года вторая мировая война помешала развернуть серийный выпуск
модели, завод переключился на изготовление небольших армейских разведывательных
машин "КдФ-82" и легких амфибий "КдФ-166". Параллельно небольшими партиями
выпускался легковой вариант "КдФ-87" для штабных целей.
Через три месяца после окончания войны по инициативе британских оккупационных
властей на заводе возобновилась сборка автомобилей. До конца 1945 года там
построили 1293 машины, в том числе 754 легковых "Фольксваген". В 1947годув
Вольфсбурге началось массовое производство "фольксвагенов", которые стали
по-настоящему народными легковыми автомобилями, полностью оправдав свое
название. Машины постоянно модернизировались, в Германии выпускались до 1972
года, сохранив все свои конструктивные особенности и специфическую форму, за
которую получили прозвище "Жуки".
Первой модификацией стандартного "Фольксвагена-1200" в 1955 году стало
спортивное купе "Карманн-Гиа" (Karmann-Ghia), марка которого была составлена из
названий создавших его фирм: кузов проектировала итальянская компания "Гиа", а
собирался он на немецкой кузовной фирме "Карманн" в Оснабрюке. В 1961 году
программа пополнилась новым "Фольксвагеном-1500" с кузовом седан и двигателем
увеличенного рабочего объема, на базе которого выпускались очередные исполнения
купе и кабриолета "Карманн-Гиа".
В 1965 году "Фольксваген" выкупила у компании "Даймлер-Бенц" фирму "Ауди"
(Audi), создав концерн "Фольксваген-Ауди", известный под аббревиатурой VAG.
Позднее в него вошли испанская фирма СЕАТ (SEAT) и чешский завод "Шкода"
(Skoda).
Первым результатом объединения в 1968 году стал VW-411 с двигателем
воздушного охлаждения рабочим объемом 1679 см3. Модель весьма
сдержанно была принята покупателями. В 1969 году, после присоединения фирмы НСУ,
появился первый "Фольксваген" с передними ведущими колесами, получивший индекс
"К-70". Его можно было приобрести с двигателями рабочим объемом 1594 или 1795
см3. В 1969-1975 годах при сотрудничестве с фирмой "Порше" (Porsche)
выпускались спортивные автомобили "Фольксваген-Порше-914" с 4- и 6-цилиндровыми
двигателями в 1679 и 1991 см3. В 1970 году появился VW-181 с
утилитарным открытым кузовом, напоминавший армейские машины военного времени.
Его развитием в 1979 году стал легкий полнопри-водный армейский автомобиль
"Илтис" (lltis).
Родоначальником нового поколения "фольксвагенов" считается переднеприводный
"Пассат" (Passat), выпущен ный в 1973 году. Он предлагался в многочисленных
вариантах с двигателями рабочим объемом от 1297 до 1588 см3. На
следующий год появился спортивный "Сирокко" (Scirocco) с 3-дверным кузовом купе
и моторами объемом от 1093 до 1588 см3, а также компактный 3- и
5-дверный хэтчбек "Гольф" (Golf). За первые 30 месяцев выпуска с конвейера сошел
1 миллион машин "Гольф", превратив "Фольксваген" в одного из крупнейших
изготовителей автомобилей в Европе. В 1979 году появился кабриолет "Гольф",
неизменно пользовавшийся высоким спросом.
В начале 1975 года представили "младшего брата" "Гольфа" - трехдверный
переднеприводный "Поло" (Polo), аналогичный по конструкции автомобилю "Ауди-50"
и предлагавшийся с двигателями рабочим объемом 895-1272 см3.
Недорогой и практичный "Поло" также стал очень популярным и укрепил финансовое
положение "Фольксваген". На базе "Поло" предлагался трехобъемный вариант с
кузовом седан "Дерби" (Derby).
В 1981 году "Пассат" и "Сирокко" были модернизированы, а через год на базе
"Пассата" появился седан "Сантана" (Santana), в оснащение которого впервые
входил 5-цилиндровый бензиновый двигатель рабочим объемом
1994см3.
С 1980 года на базе "Гольфа" производилась модель "Джетта" (Jetta) с кузовом
4-дверный седан. В 1992-м она была заменена аналогичной машиной (уже на шасси
"Гольфа" третьего поколения), названной "Венто" (Vento). В период 1988-1995
годов собиралось единственное в программе 3-дверное купе "Коррадо" (Corrado),
преемник "Сирокко".
Начиная с 1998 года производственная программа "Фольксваген" включает пять
основных семейств и переднеприводных моделей различных классов: "Поло", "Гольф",
"Венто", "Пассат" и "Шаран" (Sharan).
Компактная модель "Поло" третьего поколения производится с 1994 года. Кузова
- 3- и 5-дверный хэтчбек, седан "Поло Классик" (Classic) и 5-дверный универсал
"Вариант" (Variant). Двигатели - бензиновые и дизельные 4-цилиндровые рабочим
объемом 1,0-1,9 л мощностью 50-101 л.с.
Очень популярный в Европе "Гольф" четвертого поколения появился в 1997-м с
кузовами только 3- и 5-дверный хэтчбек. Модели "Вариант" с кузовом универсал и
кабриолет на шасси машин третьего поколения продолжают выпускаться с 1993 года.
Две модели "Вариант Синхро" (Syncro) с 2,0- и 2,9-литровыми моторами имеют
полноприводные шасси. Семейство "Гольф" оснащается 4-, 5- и 6-цилиндровыми
бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объемом 1,4-2,9 л мощностью 60-190
л.с.
Более комфортабельное семейство "Венто" первого поколения оборудуется 4- и
6-цилиндровыми моторами в 1,6-2,8 л мощностью 75-174 л.с. Семейство моделей
"Пассат" пятого поколения было показано в 1996 году. В отличие от предыдущих
машин, выпускавшихся с 1988 года, они вновь унифицированы с однотипными "Ауди"
моделей"А4" и "А6". Это позволило применить более мощные и современные силовые
агрегаты "Ауди" продольного расположения. Модели "Пассат" производятся только с
кузовами седан и 5-дверный универсал "Вариант" и оснащены 4-, 5-и 6-цилиндровыми
бензиновыми и дизельными моторами в 1,6-2,8 л мощностью 90-193 л.с. Несколько
моделей "Вариант" в комплектации "Синхро" имеют полноприводные шасси.
Универсал повышенной вместимости "Шаран" (Sharan) производится с 1995 года в
5-7-местном исполнениях, на передне - и полноприводном шасси. Мощность
бензиновых и дизельных двигателей рабочим объемом 1,9-2,8 л в пределах 90-174
л.с.
Несколько предприятий "Фольксваген" в Бразилии, Мексике, Аргентине и Китае
изготовляет ряд моделей, существенно отличающихся от европейской продукции.
Среди них модели "Гол" (Gol), "Парати" (Parati) и "Сантана", созданные на шасси
моделей "Гольф" и "Пассат" предыдущих поколений.
Мексиканский филиал продолжает производство модели "1,61" типа "Жук" с
1,6-литровым двигателем в 44 л.с., а с начала 1998 года освоен выпуск
принципиально нового переднеприводного автомобиля "Битл" (Beetle) на шасси
моделей "Гольф", внешне похожего на известного "Жука".