В 1863 году Адам Опель (Adam Opel) основал фабрику по производству швейных
машин. После его смерти в 1895 году пятеро сыновей приняли решение начать
производство велосипедов, а затем и автомобилей. Они купили фабрику в Анхальте,
принадлежавшую Фридриху Луцману (Friedrich Lutzmann), который с 1898 года
собирал автомобили по образцу моделей "Бенц" (Benz). Так в 1898 году появился
первый "Опель", бывший в свою очередь копией "Луцмана". Через некоторое время
братья Опель решили купить лицензию на производство более современных машин у
французской фирмы "Даррак" (Darracq). В 1902 году они представили новый
автомобиль модели "10/12PS" с мотором рабочим объемом 1884 см3.
Вскоре появилась "12/14" с двигателем объемом 2365 см3, а в 1903 году
- "20/24PS" с 4-цилиндровым мотором, имевшим L-образное расположение
клапанов.
Сектор автомобилей более высокого класса "Опель" начала осваивать в 1905
году, выступив с моделью "35/40PS", оснащенной 6,9-литровым двигателем. Однако
основой производства по-прежнему оставались малолитражные автомобили. Самым
популярным среди них стал небольшой двухместный "Докторваген" (Doktorwagen) с
2-цилиндровым мотором. В 1909 году производство 1- и 2-цилиндровых моторов было
прекращено. Изготовлялись только 4-цилиндровые агрегаты. В 1914-м программа
включала уже несколько моделей с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объемом от
1392 до 10200 см3.
Базой для двух послевоенных моделей "21/60" и "30/75" послужил созданный в
1916 году прототип первого "Опеля" с 6-цилиндровым мотором. Причиной небольшого
успеха этих довольно дорогих машин оказалась тяжелая экономическая ситуация
послевоенных лет. Первым "Опелем", получившим широкое признание в начале 20-х
годов, стал автомобиль "8/25" с 2-литровым мотором. Его дальнейшее развитие
привело к созданию более мощных моделей "10/35" и "14/38" с 4-цилиндровыми
двигателями рабочим объемом до 3430 см3. В этот же период были
созданы спортивные автомобили на шасси "8/25" с агрегатами от "14/38".
Постепенно руководство фирмы пришло к выводу, что наиболее рентабельным может
стать производство дешевой модели, доступной для всех слоев населения. В 1924-м
заработал первый конвейер, на котором собирались легкие автомобили, схожие с
французским "Ситроеном" (Citroen) модели 5CV. Они носили название "Лаубфрош"
(Laubfrosh) -"Древесная лягушка", так как, в отличие от желтых "ситроенов",
имели зеленую окраску. На них устанавливали 4-цилиндровый двигатель рабочим
объемом 951см3, который потом увеличили до 1016 см3.
Модель имела большой успех и спасла фирму от разорения.
В 1925 году появился "Опель-10/14РЗ" с 4-цилиндровым 2,6-литровым мотором, а
через два года фирма представила новую серию комфортабельных автомобилей с
6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1735 см3. Через год он
возрос до 1924 см3, потом до 3540 см3 и 4170
см3. В конце 20-х годов внук Адама Опеля Фриц фон Опель, известный
мотоциклетный и автомобильный гонщик, начал работу над скоростной машиной с
ракетным двигателем. Результаты испытаний экспериментального автомобиля "Рак-1"
(Rak) были удовлетворительными, поэтому в 1928 году организовали публичный показ
второго прототипа "Рак-2". Его улучшенный вариант с короткими крыльями и
стабилизаторе на треке АФУС (Avus) показал максимальную скорость 220 км/ч.
В 1928 году фирма "Опель" вошла в состав концерна "Дженерал Моторс" (General
Motors) и в том же году представила модель "Регент" (Regent) с 8-цилиндровым
двигателем в 5972 см3. Однако основное внимание уделялось небольшим и
дешевым моделям. В 1934 году появилась простая и экономичная машина с
4-цилиндровым 1,3-литровым мотором, названная "Олимпия" (Olimpia) в честь
Берлинской олимпиады. "Опель Олимпия" стал первым массовым немецким автомобилем
с несущим кузовом. Через год был выпущен еще более дешевый "Кадет" (Kadett),
который за короткий срок завоевал громадный успех. После войны по его образцу в
СССР начали выпускать "Москвич-400". В 1937 году "Опель" представила новый
двигатель рабочим объемом 1488 см3 с верхним распределительным валом.
Этот 4-цилиндровый мотор оказался настолько удачным, что его конструкция
использовалась до 1960 года. К более крупным моделям, созданным в конце 30-х
годов, относится "Супер Сикс" (Super Six) с 6-цилиндровым мотором в 2473
см3, выпущенный в 1937 году. Через год его заменил седан среднего
класса "Капитан" (Kapitan) с несущим кузовом. Главной новинкой 1937 года стал
представительский автомобиль "Адмирал" (Admiral) с 6-цилиндровым двигателем в
3626 см3.
После второй мировой войны все оборудование для производства "Кадета" вывезли
по репарации в Советский Союз. Немецкая фирма смогла продолжить выпуск старой
"Олимпии" только в 1947 году. В 1948 году в производственную программу был
включен модернизированный "Капитан" с 2,5-литровым мотором, который лишь
немногим отличался от довоенной модели. В 1950 году появилась "Олимпия" с новым
кузовом, на ней вместо старой 4-ступенчатой коробки передач устанавливалась
3-ступенчатая с рычагом переключения на рулевой колонке. В 1953 году "Олимпию"
заменил "Рекорд" (Rekord), новый кузов которого отличался низкими крыльями и
гнутым лобовым стеклом. "Рекорд" первого поколения выпускался до 1957 года. На
следующий год эта модернизированная модель стала экспортироваться в США. В июле
1959 года появился вариант с 4-дверным кузовом седан, а через месяц родилась
модель "Опель-1200" с мотором рабочим объемом 1196 см3. Она
оставалась в программе до 1960 года, до начала производства нового поколения
"Рекорда". В 1953 году "Капитан" получил обновленную переднюю облицовку, а через
6 лет был полностью модернизирован.
Когда в 1962 году в Рурской области, в Бохуме, открылось новое предприятие,
где выпускали модернизированный "Кадет". В 1963 году появился новый "Рекорд" с
4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 1488 или 1680
см3, а годом позже он получил 6-цилиндровый мотор в 2605
см3, стоявший ранее на "Капитане". С 1965 года вся серия "Рекорд"
оснащалась новыми 4- и 6-цилиндровыми двигателями в 1897 и 2605 см3 с
механизмом гидравлического регулирования клапанных зазоров. С 1964 года большое
внимание стали уделять внешнему виду автомобилей. В это время гамма
комфортабельных i моделей с 6-цилиндровыми моторами включала "Капитан", его
более престижную комплектацию "Адмирал" и представительскую "Дипломат"
(Diplomat). Последняя оснащалась 4,6-литровым двигателем V8 "Шевроле"
(Chevrolet). В конце 1964 года кузовная фирма "Карманн" (Karmann) на шасси
"Дипломата" разработала модель с кузовом купе и мотором V8 в 5358
см3. С весны 1965 года двигатель V8 рабочим объемом 4638
см3 по желанию покупателей устанавливался на "Капитан" и
"Адмирал".
На Франкфуртском салоне 1965 года представили опытную спортивную машину
"Опель-GT" с кузовом купе, которую через 3 года стали выпускать небольшими
сериями. В 1966-м "Рекорд" был вновь переработан, а в марте 1967 года появился
однотипный "Коммодор" (Commodore), но оснащенный 6-цилиндровым двигателем
рабочим объемом 2490 см3. Через год появилась более мощная версия
"Коммодора" - модель "GS". Автомобили "Капитан", "Адмирал" и "Дипломат" с 1969
года стали оснащаться двигателями с впрыском топлива.
В 1970 году выпустили легковую машину "Аскона" (Ascona), занявшую
промежуточное положение между моделями "Кадет" и "Рекорд". На два месяца раньше
базовой "Асконы" появилась ее спортивная модификация с кузовом купе "Манта"
(Manta), призванная конкурировать с популярным в то время автомобилем "Форд
Капри" (Ford Capri). Как "Аскона", так и "Манта" оснащались 4-цилиндровыми
моторами в 1,2-1,9 л мощностью 60-90 л.с.
В 1975-м "Аскона" подверглась серьезной модернизации, а в 1981 году получила
передний привод. В 1988 году ее сменила однотипная машина, получившая новое имя
"Вектра" (Vectra). "Манта" также была модернизирована, а в 1989 году заменена
моделью "Калибра" (Calibra) с элегантным и аэродинамически совершенным кузовом
купе. "Кадет" оставался в программе до 1991 года. После него появилось новое
поколение моделей "Астра" (Astra), так уже несколько лет назывались английские
двойники "Кадета" - модели "Воксхолл" (Vaukhall). В 1982-м появилась
малогабаритная "Корса" (Corsa), которая собиралась на испанском заводе компании.
В 1993 году было показано новое поколение моделей "Корса", а на следующий год -
однотипное компактное купе "Тигра" (Tigra).
Единственное в программе фирмы семейство моделей классической компоновки
"Омега" (Omega) увидело свет в 1986 году. На следующий год была показана модель
"Сенатор", ставшая флагманской машиной фирмы.
В 1997-м производственная программа "Опель" включала 8 семейств автомобилей
различных классов и типов. Это - компактные модели "Корса" и "Тигра" с 3- и
5-дверными кузовами хэтчбек, обширная гамма "Астра" с 3-, 4- и 5-дверными
кузовами хэтчбек, седан и универсал (в начале 1998 года выпустили машины
третьего поколения). Новое поколение моделей "Вектра" с 1996 года производится с
4- и 5-дверными кузовами седан, хэтчбек, универсал.
Обновленая в 1994 году "Омега" с просторным кузовом остается единственным
представителем машин классической компоновки в программе фирмы.
Многоцелевые полноприводные автомобили "Фронтера" (Frontera) и "Монтерей"
(Monterey) являются европейскими вариантами аналогичных моделей японской фирмы
"Исудзу" (Isuzu).
В 1997-м появился вместительный 6-8 местный универсал повышенной вместимости
"Зинтра" (Sintra), конструктивно схожий с УПВ "Дженерал Моторс".