Одна из крупнейших в мире транснациональных корпораций и второй в США
автомобильный концерн начинал свою историю весьма скромно. Генри Форд (Henry
Ford), сын фермера, уже в юности решил создать машину, которая облегчила бы
тяжелую работу в поле. В 1892 году, когда Форд работал в электротехнической
компании Эдисона (Edison) в Детройте, он сконструировал простейший двигатель
внутреннего сгорания. Всю информацию он почерпнул из немногочисленных публикаций
о моторах и самоходных экипажах, которую можно было найти в технических журналах
тех лет. Спустя 4 года он построил свой первый маленький автомобиль,
напоминавший корытце на четырех колесах. После нескольких тщетных попыток
открыть собственное автомобильное предприятие Генри Форду все же улыбнулось
счастье — 24 июня 1903 года он основал "Форд Мотор Компани" (Ford Motor
Company).
Вскоре похвальное желание Форда сконструировать "автомобиль для народа" стало
воплощаться в простые конструкции с 2-цилиндровыми моторами,получившие индексы
"А", "С" и "F". Под нажимом инвесторов, вынуждавших Форда создавать более мощные
и дорогостоящие машины, ему пришлось выпустить модели "В" и "К" с 4- и
6-цилиндровыми двигателями. Незначительный спрос на них убедил Форда: чтобы
добиться успеха в бизнесе ему следует стать независимым от инвесторов. Первой
подлинной удачей стал недорогой автомобиль модели "N" с 4-цилиндровым мотором
мощностью 15 л.с., конструкция которого была предельно проста. Он-то и стал
базой бессмертного "Форда-Т", который поступил в продажу в октябре 1908-го и
выпускался рекордно долго - вплоть до 1927 года. За этот срок было продано более
15 миллионов автомобилей модели. На них стояла компактная планетарная
2-ступенчатая коробка передач, а тормоза действовали только на задние
колеса.
Автомобиль был прочен, дешев, неприхотлив и, несмотря на чрезвычайную
простоту, пользовался огромным спросом в Америке. Впоследствии "Форд-Т" стали
называть автомобилем, "посадившим Америку на колеса". С 1914 года впервые в мире
"Форд-Т" стали собирать на конвейере. Благодаря огромному успеху этой модели
Генри Форд смог выкупить долю других акционеров, став единоличным и независимым
хозяином своей компании и одним из богатейших людей в Соединенных Штатах.
Машина, которая последовала за "Фордом-Т", стала для Генри Форда как бы новой
отправной точкой и потому получила в обозначении букву "А". По сравнению с
моделью "Т" это был более совершенный автомобиль с тормозами на всех колесах и
3-сту-пенчатой коробкой передач, с лобовым безосколочным стеклом и
гидравлическими амортизаторами. В 1929 году "Форд-А" стал самым массовым в мире
автомобилем, предлагавшимся с многочисленными кузовами, включая универсал. За
первые 16 месяцев продаж разошлось свыше миллиона экземпляров. Этот рекорд
удалось превзойти только в 1980 году с началом выпуска новой модели "Форд
Эскорт" (Escort).
В 1932 году "Форд-А" модернизировали, и он получил индекс "В", но главным
событием стало рождение новой модели "V8", оснащенной, как видно из обозначения,
8-цилиндровым V-образным мотором. Несмотря на многочисленные трудности, с
которыми связано освоение нового двигателя в массовом производстве, он оказался
удачным, а семейство "Форд V8" с двигателем рабочим объемом 3622 см3
внесло огромный вклад в развитие американского автомобилестроения.
В начале 30-х годов компания начала вторжение на европейский рынок, однако
автомобили, разработанные для американского рынка, оказались слишком дорогими
для европейцев. Чтобы спасти от банкротства свое британское отделение в
Дагенхэме, инженеры "Форда" всего за 5 месяцев (с октября 1931 по февраль 1932
года) разработали дешевый малолитражный автомобиль специально для европейского
рынка. После многочисленных изменений, внесенных в конструкцию по предложениям
торговцев автомобилями и покупателей, в августе 1932 года новый "Форд" модели
"Y" запустили в производство. В стандартном исполнении он предлагался с
двигателем рабочим объемом всего 993 см3, а с 1934 года - как модель
"С" в более дорогом исполнении с мотором в 1172 см3, которая в свою
очередь также стала отправной точкой для создания основной продукции всех
европейских отделений концерна "Форд". В Германии "Форд С" выпускался как "Форд
Кёльн" (Koeln) и "Айфель" (Eifel). Кроме этого, здесь собирались большие модели
"V8" и "Райнланд" (Rheinland) на шасси модели "В" с 4-цилиндровым двигателем. Во
Франции "Форд V8" выпускали под маркой "Матфорд" (Matford), а в Англии его
модернизировали и предлагали в 1947 году как "Форд Пайлот" (Pilot).
В США "Форд V8" образца 1942 года в общих чертах определил направление
развития продукции компании на первое послевоенное время. В 1949-м он претерпел
радикальные изменения, получив более длинный и низкий кузов, независимую
пружинную подвеску передних колес. С 1952-го основным двигателем на американских
"фордах" стал новый верхнеклапанный 6-цилиндровый мотор рабочим объемом 3654
см3, который выпускали до 1964 года. В 1954-м в производство пошел
новый верхнеклапанный силовой агрегат V8 в 3917 см3. В спектре
моделей 1955 года можно отчетливо увидеть крутой поворот во внешнем оформлении
машин: кузова приобрели более простые формы, лобовое стекло стало панорамным,
появилась двухцветная окраска. Из новых моделей следует упомянуть 2-местный
"Тан-дербёрд" (Thunderbird), который с самого начала пользовался большим
успехом. Впервые за историю фирмы гамма "фордов" стала столь разнообразной.
Например, в 1957 году в нее вошли новые модели "Кастом" (Custom),
"Кастом-300", "Фейрлейн" (Fairlane) и "Фейрлейн-500" с двигателями рабочим
объемом от 4457 до 5113 см3. В 1964-м самым известным в США
автомобилем стал спортивный "Форд Мустанг" (Mustang) с оригинальным дизайном и
ярко выраженной индивидуальностью. Эта 2-дверная машина в стандартном варианте
получила 6-цилиндровый двигатель, но покупатель мог заказать один из трех
вариантов мотора V8. Всего лишь через два года после выхода "Мустанга" на рынок
"Форд" праздновал продажу миллионного экземпляра.
В Европе 50-60-х годов программа отделений "Форда", которые имели статус
самостоятельных фирм, оставалась весьма ограниченной. Выпускавшиеся в
Великобритании и Германии массовые машины оставались достаточно простыми,
недорогими и оснащались скромными 4-цилиндровыми моторами объемом 1,0-1,6 л с
боковыми клапанами. Самыми известными моделями тех лет стали простенькие
немецкие "Таунус" (Taunus) и британские "Форд Англия" (Anglia), а также более
комфортабельная "Кортина" (Cortina). У модели "Англия-105Е" кузов имел
диковинный по тем временам наклон заднего стекла внутрь салона. Только во
Франции до 1954 года выпускался "Форд Ведетт" (Vedette) с 2,2-литровым мотором
V8 и совершенно новым кузовом, ставший основой новой продукции фирмы СИМКА
(SIMCA). В 1967-м британский и немецкий филиалы объединили в общеевропейское
отделение "Форд-Европа" (Ford-Europe), положив начало унификации всех
автомобилей европейского производства. Она началась в 1968 году с выпуском
семейств "Эскорт" (Escort) и "Капри" (Capri). С малогабаритной моделью 1976 года
"Фиеста" (Fiesta) "Форд" вернулся к приводу на передние колеса, который уже
применялся на немецких машинах "Таунус- 12М/15М" 60-х годов, а в 1974-м все
"форды" стали оснащать передними дисковыми тормозами. К настоящему времени
отделение "Форд-Европа" пополнилось предприятиями в других странах Старого
Света, среди которых следует отметить современные заводы в Испании, Бельгии и
Португалии. Большое значение в обновлении программы "Форда" имеет его кооперация
с японской фирмой "Мазда" (Mazda).
В 1978 году американский "Форд Маверик" (Maverick) сменила модель "Фейрмонт"
(Fairmont) европейского стиля. Тогда же начался импорт европейской "Фиесты-1600"
в США. С начала 80-х конструкции американских и европейских машин "Форда" начали
сближаться все сильнее. Особенно хорошо это видно на американских "компактных"
автомобилях, максимально унифицированных с европейскими: в их дизайне явно
преобладает стиль Старого Света. Переднеприводный "Эскорт", появившийся на рынке
в 1980 году и с некоторыми различиями выпускавшийся по обе стороны Атлантики,
всего лишь за 13 месяцев достиг феноменального объема сбыта в миллион
экземпляров. Выпуск элегантной европейской "Сьер-ры" (Sierra) и американского
"Темпо" (Tempo) в 1982 году стал итогом огромных усилий, которые предпринимал
концерн для создания более совершенного и современного аэродинамического
стиля.
Современные американские "форды" являются иллюстрацией усилий компании
"шагать в ногу со временем". С 1985 года выпускается эпохальный "Таурус"
(Taurus), обновленный во втором поколении в 1996-м. Типичными американцами
остаются выпускаемый с 1991 года полноразмерный заднеприводный "Краун Виктория"
(Crown Victoria), полноприводные многоцелевые "Эксплорер" (Explorer) и
"Экспедишн" (Expedition), универсалы повышенной вместимости "Аэростар"
(Aerostar) и "Уиндстар" (Windstar).
Европейское отделение освоило производство ряда довольно совершенных
автомобилей, к которым можно отнести модели "Эскорт" второго поколения (1990
год), "Скорпио" (Scorpio) второго поколения (1994-й) и "Фиеста" третьего
поколения (1995-й). Одной из самых популярных моделей в своем классе стала
"Мондео" (Mondeo), появившаяся в 1993 году. В 1996-м дебютировала малогабаритная
и оригинальная "Ка", а в 97-м - компактное купе "Пума" (Puma).