(NISSAN) Токио/Осака/Йокогама, Япония, 1912-
Деятельность этой автомобильной фирмы началась в 1912 году, когда в Токио три
специалиста компании "Квай-синса Мотор Кар" (Kwaishinsha Motor Car) - Ден, Аояма
и Такеучи (Den, Aoyama, Takeuchi), построили свой первый легкий автомобиль.
Через два года последовала удачная машина под маркой "ДАТ" (DAT) - по первым
буквам фамилий трех компаньонов. В 1915 году появился "ДАТ-31", через год -
"ДАТ-41". Выпуск машин в Токио продолжался до 1916 года, после чего произошло
слияние молодой фирмы с компанией "Лила" (Lila). Производство перенесли в Осаку.
Нановом месте некоторое время выпускались только грузовики, но в 1931 году было
принято решение возобновить производство легковых машин. Так появилась модель
"Датсон" (Datson) - "Сын ДАТа". Оказалось, что английское "son" по-японски
означает "гибель, банкротство", поэтому первоначальное название изменили на
"Датсан" (Datsun). Часто в нашей стране марку ошибочно называют "Датсун". "Sun"
(по-английски - "солнце") прекрасно ассоциировалось со Страной восходящего
солнца.
К этому времени фирма трех компаньонов несколько раз меняла свое название. С
1931 года выпуском автомобилей "Датсан" занималась компания "Тобата Имоно"
(Tobata/lmono).
Годом основания "Ниссан" принято считать декабрь 1933 года, когда в
результате слияния "Тобата Имоно" и фирмы "Нихон Санье" (Ninon Sanyo) была
создана новая компания "Юдося Сейзо" (Jidosha Seizo), переименованная с июня
1934 года в "Ниссан Мотор Компани" (Nissan Motor Со). Слово "Ниссан" было
образовано по первым буквам названия машиностроительной фирмы "Нихон Санье".
Поначалу новая компания производила малолитражные модели "Датсан" по лицензии
английской фирмы "Остин" (Austin). В 1937 году была освоена сборка более мощных
легковых автомобилей на оборудовании, закупленном у американской фирмы "Грэм"
(Graham).
Послевоенное производство началось в 1946 году с возобновления сборки пикапов
"Датсан". На следующий год "Ниссан" продолжила производство легковых автомобилей
"Датсан", а также выпустила новую серию моделей по лицензии фирмы "Остин". В
1951-м появилась первая многоцелевая полноприводная модель "Патрол" (Patrol). В
1955 году развернулось производство легкового "Датсан-110" и пикапа
"Датсан-120".
Ограниченный спрос на автомобили в самой Японии заставил фирму расширить
экспортную программу. Благоприятные возможности в этом плане представлял
открытый американский автомобильный рынок. Уже в 1961 году "Ниссан" заняла
первое место по экспорту японских автомобилей в США. После поглощения фирм
"Принс Моторс" (Prince Motors) и "Мураяма" (Murayama) "Ниссан" серьезно укрепила
свои позиции, прочно обосновавшись по объему выпуска на втором месте в Японии
после компании "Тойота" (Toyota). В 70-е годы "Ниссан" активно создавала свои
производственые и сборочные предприятия за рубежом.
Мировой популярности марки во многом способствовало появление двухместной
спортивной машины "Датсан-240Z" (в Японии она известна как "Ниссан Фэйрледи"
(Fairlady) с 6-цилиндровым мотором. За короткое время она стала самой
продаваемой спортивной моделью мира.
Но, пожалуй, еще большую известность, чем элитарная "240Z", компании принесли
такие машины, как "Датсан/Ниссан Санни" (Sunny), "Датсан/Ниссан Блюберд"
(Bluebird) и ряд других хороших и дешевых моделей.
В течение длительного времени автомобили компании несли марку как "Датсан",
так и "Ниссан", причем с 1960 года "Датсан" назывались только пикапы для
японского рынка и ряд экспортных моделей. С 1983 года все машины обрели марку
"Ниссан" за исключением традиционного однотонного пикапа.
"Ниссан" поставила свои кузова и ряд комплектующих изделий итальянской фирме
"Альфа Ромео" (Alfa Romeo) для производства легковой модели "Арна" (Аrnа).
В начале 90-х годов в программу "Ниссана" входили около 20 различных серий,
предлагавшихся в нескольких вариантах для японского рынка и на экспорт. В 1997
году предложение расширилось до 24 базовых семейств практически на любой вкус. К
наиболее популярным машинам относится малогабаритная модель "Марч" (March),
известная в старом свете как "Микра" (Micra). "Микра" последнего поколения в
1993 году получила в Европе титул "Автомобиль года". Семейство моделей "Санни"
(Sunny) малого класса появилось в 1994 году. 8-е поколение "Санни" включает
модели и модификации с собственными названиями: "Приси" (Ргесеа), "Авенир"
(Avenir) и "Лючино" (Lucino). Для европейского рынка с 1995 года поставляется
модель "Альмера" (Almera), ставшая видоизмененным вариантом японского "Пульсар"
(Pulsar). Появившийся в 1990 году автомобиль "Примера" (Primera) среднего класса
внешне похож на своего прямого конкурента "Опель Вектра" (Opel Vectra). За 7 лет
в семейство вошли многочисленные модификации. Среди европейских моделей верхнего
среднего класса с 1988 года известна "Максима" (Maxima), обновленная в
1994-м.
Хорошим дополнением к обычным машинам служат две модели с кузовом купе
классической компоновки -"Сильвия" (Silvia), в Европе продается под индексом
"200SX", а также спортивный двухместный "300ZX".
Универсалы повышенной вместимости или, как их еще называют, минивэны входят в
производственную программу с 1982 года. Тогда появилась одна из первых моделей
этого типа "Прейри" (Prairie). Сегодня в дополнение к "Прейри" производятся
более просторные 6-9-местные "Ванетт Серена" (Vanette Serena), "Ларго" (Largo) и
комфортабельный "Куэст" (Quest), появившиеся в начале 90-х годов.
Гамма полноприводных многоцелевых автомобилей, кроме ветерана "Патрол"
(Patrol), включает собираемый в Европе легкий "Террано II" (Terrano),
комфортабельный "Террано" или "Патфайндер" (Parthfinder), а также мощные и
прочные модели "Сафари" (Safari) и "Патрол GR".
Кроме того, для японского и других рынков изготовляется большое количество
легковых моделей среднего и высшего классов: "Альтима" (Altima), "Скайлайн"
(Skyline), "Лорел" (Laurel), "Сефиро" (Cefiro), "Седрик" (Cedric), "Глория"
(Gloria), "Сима" (Cima), а также роскошный "Президент" (President) с двигателем
V8 мощностью 269 л.с.