История этой известной баварской фирмы началась в годы первой мировой войны
после объединения двух мюнхенских компаний, выпускавших авиационные моторы, -
"Рапп Моторенверке" (Rapp Motorenwerke) и "Густав Отто Флюгмашиненфабрик"
(Gustav Otto Flugmaschi-nenfabrik). Сначала фирму называли "Байрише
Флюгцойг-верке" (Bayerische Flugzeug-werke), а с 1917 года - "Байрише
Моторенверке" (Bayerische Motorenwerke - "Баварский моторный завод" или
сокращенно БМВ (BMW)).
В первые годы своего существования она выпускала только авиационные
двигатели, разработанные Максом Фрицем (Max Friz). В 1919 году самолет,
оснащенный двигателем БМВ, установил рекорд, поднявшись на высоту 9760 м.
Версальским договором Германии запрещалось выпускать вооружение, в том числе
военные самолеты, что нанесло фирме сокрушительный удар и заставило
переориентироваться на выпуск двигателей для грузовиков, легких судов и
мотоциклов, а также стационарных моторов промышленного назначения.
В 1923 году Макс Фриц и Мартин Штолле (Martin Stolle) построили первый
мотоциклетный двигатель.
В 1928 году БМВ приобрела лицензию на легкий двухместный автомобиль "DA-1",
выпускавшийся небольшой фирмой "Дикси" (Dixi) из Айзенаха по лицензии
английского "Остин Севен" (Austin Seven). Выкупив всю фирму "Дикси" и
модернизировав ее автомобиль, БМВ начала серийное производство этой машины в
Айзенахе. Сначала модель называлась "БМВ-Дикси", а потом просто БМВ.
В 1930 году, в преддверии экономического кризиса, появился более мощный (18
л.с.) 2-местный вариант "Вартбург DA-3" (Wartburg). БМВ смогла выпутаться из
трудной финансовой ситуации, и с 1931 года одна за другой появляются новые
модели. Сначала родилась серия "AM" с 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем
объемом 782 см3 мощностью 20 л.с., заменившим 15-сильный агрегат.
В 1933-м Фритц Фидлер (Fritz Fiedler) принял на себя техническое руководство
фирмой. Ему БМВ обязана появлением первого автомобиля собственной конструкции
серии "303", предлагавшегося с закрытым или открытым кузовом. Одновременно для
этой модели разработали первый 6-цилинд-ровый двигатель, положивший начало
последующим семействам таких моторов БМВ. В следующем году выпустили БМВ-315
сб-цилинд-ровым агрегатом рабочим объемом 1490 см3 мощностью 34 л.с.
После этой модели появилось несколько интересных спортивных машин. Первая из
них, "315/1 Спорт", имела мощность 40 л.с. и развивала максимальную скорость 120
км/ч. Она принесла фирме первые победы на международных спортивных трассах.
В 1936 году появился наиболее популярный 6-цилиндровый верхнеклапанный мотор,
предлагавшийся в двух вариантах: на автомобилях серий "319" и "329" он имел
объем 1911 см3 и мощность 40-55 л.с., для следующих серий "320",
"321", "326", "327" и "328" объем увеличили до 1971 см3, а мощность в
разных исполнениях - от 45 до 80 л.с. Самые мощные модели оснащались головкой
блока с полусферическими камерами сгорания и двумя-тремя карбюраторами. К этой
серии относятся спортивные БМВ-327 и БМВ-328 выпуска 1937-1940 годов - "мечта
всех автомобилистов" тех времен. Автомобили неоднократно выигрывали самые
престижные и трудные гонки. Их выпустили всего в 464 экземплярах. Перед самой
войной появился наиболее престижный седан БМВ-335 с 3,5-литровым мотором
мощностью 90 л.с.
Во время войны БМВ вновь выпускала авиамоторы и военное оборудование. Как
пишут западные историки, конец войны стал для фирмы катастрофой. Ее главный
завод в Айзенахе остался в советской зоне оккупации и был национализирован. На
нем некоторое время выпускались легковые автомобили марки ЕМВ (EMW) по образцу
довоенных БМВ. Главное мюнхенское предприятие было полностью разрушено. Его
восстановление шло с большим трудом, и первой продукцией стали
сельхозмашины.
В 1948 году с разрешения оккупационных властей БМВ начала производство
мотоциклов с мотором рабочим объемом до 250 см3. Автомобильное
производство восстановили только в 1952 году, а первую послевоенную модель "501"
показали осенью на Франкфуртском автосалоне 1951 года. Этот комфортабельный и
просторный автомобиль среднего класса был создан на шасси довоенной машины серии
"326". Он оснащался 6-цилиндровым 2-литровым мотором мощностью 65 л.с.
В 1954 году появилась более комфортабельная модель "502" с 2,6-литровым
двигателем V8 мощностью 100 л.с.
Затем увидели свет модели "503", "503 купе" и "507". Мощность 3,2-литрового
мотора V8 спортивной модели "507" достигала 165 л.с., а скорость - 220 км/ч.
Спрос на мощные и дорогостоящие автомобили в послевоенной Германии был
невысок, и БМВ решила заняться выпуском дешевых машин. В 1955 году появилась
простая и очень компактная микролитражная модель по лицензии итальянской фирмы
"Изетта" (Izetta). Она имела 2-местный кузов с дверью в передней части и
оснащалась одноцилиндровым мотором мотоциклетного типа объемом 246
см3 мощностью 12 л.с. Более просторная 4-местная БМВ-600 с мотором в
582 см3 мощностью 20 л.с. появилась в 1958 году. Серию машин
массового спроса БМВ завершила в 1959 году заднемоторная модель малого класса
"700" с 2-дверным кузовом от итальянской фирмы "Микелотти" (Michelotti).
Впоследствии кузова этой фирмы помогли создать внешний облик многих моделей
БМВ.